Министерство здравоохранения республики Беларусь
УЗ Брестская областная
стоматологическая поликлиника

Регистратура    29-13-80

И снова кибермошенники!

Многие уже наслышаны о телефонных и кибермошенниках. В средствах массовой информации, интернете уже достаточно материалов и многие считают, что их это не коснётся. Однако статистика говорит об обратном. В частности анализ оперативной обстановки в г. Бресте за 2022 год и в начале 2023 года свидетельствует об устойчивой тенденции увеличения числа мошенничеств, совершаемых с применением социальной инженерии (статья 209 Уголовного кодекса, завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием. В зависимости от суммы похищенного за данное деяние предусмотрена ответственность от штрафа до лишения свободы до 10 лет).

 Злоумышленники пользуются постоянно придумывают новые различные преступные способы по выманиванию денег. Часто жертвами киберпреступников оказываются женщины. Виртуальные потрошители кошельков часто «ловят» их на торговых сделках. К примеру, женщина хочет продать мобильный телефон, который ей надоел. И тут появляется покупатель, который ну просто мечтает о такой модели. А вот встретиться непосредственно сейчас не может. Но готов подтвердить свои намерения: перевести часть стоимости гаджета. Получив данные карточки незадачливого продавца, жулик ворует с нее деньги.

 Отдельно надо сказать о пожилых людях, потому что они наиболее доверчивы, особенно к представителям органов власти. Поэтому если злоумышленник представится сотрудником правоохранительных органов, пожилой человек выполнит все его указания. Часто мошенники представляются работниками различных социальных или коммунальных служб. Причём муки совести злоумышленникам совершенноне знакомы. Им все равно: снять несколько десятков тысяч со счета бизнесмена или пенсию с карты старого. А многие ли из вас проводили беседы со своими престарелыми родителями? Многие ли разъясняли опасность общения с так называемыми представителями?

Ну и особое внимание это дети, подростки. В наше компьютизированное время дети достаточно много времени проводят в онлайн-пространстве, играют, общаются, развлекаются, что-то покупают. Онлайн-мошенники охотятся за «детскими» деньгами и стремятся добраться через юных пользователей сети до средств их родителей. Опасность представляют социальные сети, а также сети игровых сайтов, где дети заводят себе виртуальных знакомых и друзей. Часто мошенники представляются такими же детьми, которые пытаются войти в доверие, но цель у них одна – хищение денег путём обмана.

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой?

  1. Перед тем, как откликнуться на просьбу о помощи родственнику, знакомому, созвонитесь с ним или найдите способ убедиться в том, что это он (задайте вопрос, ответ на который знаете только вы оба). Не доверяйте знакомым, с которыми Вы общаетесь только посредством социальных сетей, так как они могут оказаться вовсе не теми, за кого себя выдают.
  2. У банков нет совместных контактных центров и служб безопасности, следовательно, переключение между ними невозможно. Сотрудники банка никогда не просят устанавливать сторонние приложения и переводить денежные средства с банковской карты на счета. Если звонящий говорит о таком «переводе», прервите разговор и перезвоните в Банк по указанному на банковской карте или официальном сайте номерам.
  3. Если на Вас оказывается психологическое давление угрозами, что в случае отказа сообщить реквизиты карты Вы понесете финансовые потери либо на вас заведут уголовное дело, не волнуйтесь, это обычная уловка преступников, главная цель которых ввести Вас в состояние неуверенности и страха.
  4. Регулярно обновляйте пароли, используемые для входа в систему дистанционного банковского обслуживания, а также для подтверждения платежей.
  5. Не переходите по подозрительным ссылкам. Внимательно изучите страницу сайта, на котором вводите личные данные для осуществления покупок, не обращайте внимание на положительные отзывы, будьте всегда на чеку. Обязательно проверьте наличие такого сайта в интернете, не переводите денежные средства, не получив товар, ни в коем случае не производите предоплату. В случае выявления действий по карточке, которые вами не совершались, необходимо оперативно обратится в Банк или самостоятельно заблокировать карточку в системе дистанционного банковского обслуживания.
  6. Проводите постоянно беседы со своими детьми, престарелыми родственниками и знакомыми о недопустимости совершения платёжных операции на мало знакомых Интернет-ресурсах, общения с малознакомыми людьми, а также об уловках которые используют мошенники для обмана